Ливарх (или, чаще, Ливарх Хен, то есть Ливарх Старый) родился в конце V века
(около 480 года), на севере, среди лесов Аргоеда, где царствовал его отец Элидир,
где он сам должен был впоследствии царствовать. Для воспитания отправили его на
юг, ко двору друга Элидирова, Эрбина, короля Корнуолла.
Анейрин родился в начале VI века близ Дунбартона, столицы клейдских кельтов,
живших у границы шотландской. Он был братом святого Гильда. Вместе выросли они,
вместе получили первые начатки образования от придворных бардов своего отца,
вместе выучились музыке и пению; но одного влекло на юг, туда, где процветало
христианство, где в мирных стенах монастырских, у святых наставников, пылкое
юношество училось кротости, смирению и Божественной мудрости; другого прельщали
жизнь, слава и громкие деяния предков, погибших в честном бою с
иноземцами-притеснителями. Гильд отправился на юг, к святому Кадоку, а Анейрин
поступил в касту бардов и принял горячее участие в борьбе за свободу отчизны.
У одного могущественного бретонского начальника племени Гвиддно, говорит
предание, был сын по имени Эльфин, которому ничего никогда не удавалось. Много
горевал об этом отец и не знал, чему приписать постоянные неудачи сына. Наконец,
посоветовавшись с друзьями своими, он решился отдать на его попечение тони на
морском берегу и таким образом в последний раз испытать его счастье.
В цикл легенд о короле Артуре входят и кельтские легенды. Валлийские по
происхождению легенды, пройдя обработку на континенте, вернулись обратно в
Уэльс. Оговоримся сразу, что при пересказе этих легенд в нашей книге
использовались валлийские источники («Мабиногион»), поэтому написание имен в них
несколько отличается от написания имен в предыдущих пересказах.
Впервые «Мабиногион» был опубликован в 1849 году в Лондоне леди Шарлоттой Гест,
первой переводчицей на английский язык этого сборника и представляет собой
собрание волшебных легенд и преданий кельтов. Всего их в сборнике 11. Само слово
«Мабиногион» -множественноечисло валлийского «мабиноги» («повесть о юности»).
Считается, что большинство легенд записано в XI-XIII веках.
Некоторые ученые высказывали предположение, что этот сборник - своеобразный
«учебник» по мифологии, который был создан для бардов.
Альбион - одно из первых названий Британии, по всей
вероятности, кельтского происхождения. Именно кельты жили в стране до завоевания
ее римлянами. История Англии очень древняя и запутанная, и, как говорит Пак,
герой сказочной дилогии Редьярда Киплинга, боги приходили на туманный Альбион и
уходили, а вместе с ними приходила и уходила культура разных народов.
Сначала это были римляне во главе с Цезарем (1век до и. э.), затем пикты и
скотты, которые не упускали случая напасть на соседние племена бриттов, потом
англо-саксы под предводительством Генгиста и Горза (V век).
В мифологии ирландских кельтов после поражения от Сынов Мил Эспэйна
каждому божеству племени богини Дану (Туатха Де Данаан) было отведено
особое владение в потустороннем (точнее говоря, подземном) мире.
Блодуэдд, Блодевед ("рожденная из цветов" или "с лицом
цветка"), в валлийской мифологии прекрасное создание магов Мата и Гвидиона из
цветков дуба, ракитника и таволги, предназначенная в жены племяннику Гвидиона
Ллеу, которому мать, Арианрод, запретила жениться на смертной женщине.
Тристан, в ирландской мифологии рыцарь, возлюбленный Изольды, супруги короля
Марка. Легенда о Тристане и Изольде Златовласой родилась в Бретани и стала
популярной во всех странах Западной Европы. Изольда, искусная целительница,
вылечила незаживающую рану рыцаря Тристана из Корнуолла